Как выбрать цифровой фотоаппарат

, 03/2013

Виды цифровых фотоаппаратов

Выбирая фотоаппарат, нужно решить для каких целей он покупается. Ведь даже если вы не ограниченны в средствах, не всегда есть желание и возможность таскать с собой двухкилограммовый профессиональный аппарат. Вполне возможно, что главными критериями выбора для вас станут возможность положить его в сумочку или возможность подводной съёмки. А если найти компромиссное решение не удаётся, то может быть стоит подумать о покупке двух фотоаппаратов.

 

фотограф

 

Итак, пока не вдаваясь в техническую часть вопроса, определимся какой аппарат нужен по типу и весу. Для облегчения выбора предлагаю поделить аппараты на 4 условные категории.

 

 

цифромыльница

"Цифромыльница" или компактный

Устройства, имеющие матрицу (сенсор, фотодатчик - кому как нравится) с геометрическими размерами, измеряемыми в долях дюйма. Не имеют возможности смены объектива, бывает, питаются от батареек. Здесь есть из чего выбирать. Цена от 1 килорубля за устройство с фиксированным фокусом. Такой аппарат может быть и детским - ярким и с какими-нибудь ушками.

Ну, а чаще всего это небольшая чёрная коробочка с экранчиком и выезжающим объективом, который позволяет приближать - удалять объекты съёмки, так называемый "зум". Если для вас значимой характеристикой при выборе является его кратность, которая у некоторых девайсов достигает 12Х, то стоит обратить внимание на то, каким образом аппарат производит приближение. Оптическое увеличение - это когда приближение производится изменением фокусного расстояния объектива или цифровое, когда программно увеличивается имеющаяся картинка. Цифровое особого смысла не имеет, так как изображение можно увеличить и на компьютере, но при этом основательно "режет" качество снимка. Иногда производителем указывается произведение оптического на цифровое увеличение как кратность зума. Покупая аппарат с оптическим увеличением больше 3Х, обязательно стоит подумать о наличии в нём системы стабилизации изображения. Представьте - у вас аппарат чуть дёрнулся во время спуска затвора, а на расстоянии 300 метров ось объектива сдвинулась на метр. Cтабилизаторы изображения очень полезны и при недостаточном освещении, т.е. длительных выдержках. Системы стабилизации тоже бывают оптическими и цифровыми и, как вы уже возможно догадались, лучше оптическая.

Но можно присмотреться и к устройствам без выезжающего объектива - изменяющих фокусное расстояние сдвигом линз параллельно друг другу (после ухода с рынка фотоаппаратов компании Konica-Minolta и покупки отделения фирмой Sony такие девайсы производятся под брэндом Sony). В последнее время ведутся разработки и, возможно, мы скоро увидим коммерческие образцы объективов с жидкими линзами, изменяющими фокусное расстояние подобно хрусталикам наших глаз.

Так же в этой категории можно выбрать "мегазумы", имеющие размеры чуть меньше любительской зеркалки, влаго- и пылезащищённые, противоударные, а в последнее время работающие на ОС Андроид. К этой же категории, видимо, можно отнести и камеры смартфонов - планшетов.

Небольшие геометрические размеры сенсоров и, как следствие, низкая светочувствительность делает их особенно критичными к условиям освещённости. Если света достаточно они могут делать превосходные снимки. И опять же из-за размера сенсора практически невозможно добиться размытия фона, что впрочем, если совпадает с задумкой фотографа, может быть полезным.

 

 

системный

Системный

В плане названий этой категории повезло больше всех. Системный, гибридный, беззеркальный, компактный со сменными объективами, незеркальный - это всё о них. Изобретены относительно недавно компанией Samsung, которая представила их на какой-то выставке и потом 2 года почему-то не выпускала, видимо, ждала когда подтянется Sony и Panasonic.

Эти фотоаппараты обладают матрицей большего, чем "цифромыльница" размера. У некоторых моделей (некоторые Sony, все Samsung) сенсоры имеют размеры APS-C, т.е. как в полупрофессиональных зеркалках. К достоинствам (а так же и недостаткам) этих устройств можно отнести отсутствие зеркального блока, а значит подвижных механических частей и большую надёжность, компактные размеры и небольшой вес. Отсутствие зеркала и пентапризмы в оптической системе позволяет этим аппаратам быть размером с "цифромыльницу", при этом обеспечивая такое же качество снимков как и полупрофессиональная зеркальная камера. Последние модели от компаний Olympus и Samsung обладают гибридными системами фокусировки и фокусируются столь же точно и быстро, как зеркальная камера. Если верить публикациям в интернете, многие профессиональные фотографы используют беззеркалки как дополнительный, а то и основной фотоаппарат.

Системными они называются из-за возможности смены объективов, т.е. возможности собрать систему фотоаппарат - навесное оборудование.

 

объективы

 

Почти все модели обладают оптической стабилизацией изображения, или стабилизатор включается в систему объектива.

Беззеркалки, как правило, имеют расширенные по сравнению с "цифромыльницами" возможности управления, тем не менее оставаясь вполне лёгкими в освоении. Они могут сохранять снимки в формате RAW (цифровой негатив), который обеспечивает исходное качество снимка без вмешательства алгоритма JPEG и дальнейшую обработку на компьютере без ухудшения качества. "Проявляется" RAW такими программами как Adobe Photoshop, Adobe Lightroom, Phase One Capture One или программой, поставляемой с фотоаппаратом.

Основные недостатки этого типа камер в сравнении с зеркалками:

  • визирование через электронный видоискатель, на которое тратится энергия аккумулятора;
  • нагрев матрицы во время визирования, что ведёт к увеличению количества шумов.

Особняком в этом ряду стоят камеры с размером сенсоров как у системных фотоаппаратов и несменными объективами. Возможно приобрести такой фотоаппарат было бы неплохо, если не планируется обзавестись коллекцией объективов, но все модели на рынке пока довольно дороги.

 

 

зеркальный

Зеркальный

Зеркальные фотоаппараты отличаются от предыдущих наличием зеркального блока, который позволяет при компоновке видеть в видоискателе будущий кадр. Наличие "на борту" зеркального блока и пентапризмы не оставляют им шансов поселиться в вашем кармане или в сумочке на ремне. В момент экспонирования кадра зеркало поднимается и количество подъёмов имеет ограниченный ресурс, например, для камеры начального уровня Canon EOS1100D - 100 тысяч подъёмов. К слову сказать, не все камеры поднимают зеркало - некоторые модели от компании Sony оборудованы полупрозрачным зеркалом, которое несколько ухудшает чувствительность, но не имеет ограничений по ресурсу и не хлопает во время подъёма, сотрясая камеру.

У зеркальных фотоаппаратов матрица размером APS-C или APS-H. Они имеют быструю и точную систему автофокусировки и оптическую стабилизацию изображения (у некоторых моделей системы стабилизации встраиваются в объектив). Кроме того, последние модели зеркалок научились снимать видео.

 

 

профессиональный

Профессиональный

Профессиональная техника должна работать безотказно. У этих устройств увеличен ресурс подъёма зеркала, два слота под карты памяти и два процессора обработки изображений. И полнокадровая матрица - 36 на 24 мм  или среднеформатная 44 на 33 мм.

Преимущества сенсоров такого размера для рядового фотографа не всегда однозначны, а вот цена однозначно выше. Об этом - в одной из последующих статей.

Впрочем, цена на сенсоры постоянно снижается, и в последнее время полнокадровыми матрицами могут быть оборудованы камеры среднего ценового диапазона.

Представитель "верхнего" класса - фотокамера Hasselblad H3DII-50 оборудована фотосенсором от Kodak на 50 мегапикселей, размером 36×48 мм. Снимок, сделанный этим устройством весит не менее 300 МБ. Ценник тоже не оставляет равнодушным - €48 000.

 

 

Фотоаппарат Hasselblad H3DII-50

 

! Просто интересно

 

lytro

Lytro

Камера, со столь замечательным для русского человека названием, пока практического значения не имеет. Представляет из себя параллелепипед, в одном торце которого объектив, с другой стороны торец целиком занимает сенсорный квадратный экран. Касанием экрана можно выбрать точку фокусировки или точку, по которой будет оцениваться экспозиция, сделать снимок и потом его рассматривать. Экран примерно 240×240 точек, но тем не менее, он позволяет увидеть и оценить эффект, ради которого была сделана камера: касанием экрана можно сфокусироваться на любой точке снимка. Т.е. фокусировка возможна не до, а после. Камера записывает не изображение, а ход лучей.

Возможности сохранения снимков камера не предоставляет. Поделиться ими с друзьями можно на сайте производителя, где они могут поиграть эффектом фокусировки на разном расстоянии.

 

 

Зеркалкой снимать сложно?

Существует расхожее мнение, что зеркальным фотоаппаратом снимать сложно и нужно сперва научиться фотографировать "чем попроще". На самом деле зеркальным фотоаппаратом намного сложнее испортить кадр:

  • Хорошая оптика и большая матрица менее критично относятся к недостаточному освещению.
  • Более точная и быстрая система автофокусировки, большая светосила оптики означает меньшее количество нечетких кадров.
  • Более быстрая система автофокусировки означает, что в кадре будет то что вы снимали, а не "все ушли".
  • Выбрав в настройках камеры сохранение снимков в формате RAW, вы получаете возможность исправить ошибки без потери качества на компьютере.

Сложность управления - тоже миф. Зеркальные фотоаппараты начального и среднего уровня имеют такие же автоматические сюжетные программы как и "цифромыльницы", а ручные режимы съемки можно осваивать постепенно. Наоборот, "цифромыльницей" учиться фотографировать не стоит - некоторые свойства, например, "глубина резкости" у них едва заметны.